Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 283 г. Челябинска»
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
АОП ДО
разработана
для воспитанников
от 4 до 7 (8) лет
Адаптированная
образовательная
программа
дошкольного
образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, далее
– Программа
определяет комплекс основных характеристик
дошкольного
образования:
Объем
Содержание
планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного
образования)
Программа направлена на создание условий развития ребенка:
личностного развития
развития инициативы и творческих способностей
и сформирована как
программа
психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития
личности детей дошкольного возраста.
Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
МБДОУ д/с № 283 разработана в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (Приказ Министерства образования и
науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (с изменениями), далее – ФГОС ДО
Федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (Приказ Министерства Просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 года N 1022 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья» ), далее – ФАОП ДО
Программа включает три основных раздела:
целевой
содержательный
организационный
В каждом
из них отражается
обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки
зрения реализации требований ФГОС ДО.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
В группу компенсирующей направленности принимаются дети с 4-х
лет до 7/8 лет по заключению психолого-медико- педагогической
комиссии (ПМПК) и согласия родителей (законных представителей)
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с
нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и
первично сохранном интеллекте.
К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети:
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии,
ринолалии, легкой степени дизартрии;
с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при
дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения
всех компонентов языка.
Программа включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Включает описание форм, способов, методов и средств реализации
Программы, которые отражают следующие аспекты образовательной
среды:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда
характер взаимодействия со взрослыми
характер взаимодействия с другими детьми
программу коррекционно- развивающей работы
рабочую программу воспитания.
Программа определяет примерное содержание ОО с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности и видах
активности (в соответствии с ФГОС ДО), таких как:
игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская,
строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другое);
общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое,
внеситуативно-деловое);
речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая
и монологическая речь);
познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу
ребенка;
двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные
упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другое);
элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной труд);
музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
Программа коррекционно-развивающей работы
является неотъемлемой частью адаптированной образовательной
программы дошкольного образования детей дошкольного
возраста с тяжёлыми нарушениями речи
обеспечивает достижение максимальной коррекции нарушений
развития
учитывает особые образовательные потребности детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Часть Программы, формируемая участниками образовательных
отношений отражает:
вид дошкольной образовательной организации и связанную с ним
специфику воспитательно-образовательного процесса
наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по
обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей
в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарногигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий и процедур
специфику национально-культурных, демографических,
климатических и других условий, в которых осуществляется
образовательный процесс
В Организации созданы специальные условия для получения
образования обучающимися с ТНР
создание предметно-пространственной развивающей
образовательной среды, учитывающей особенности детей с ТНР
использование специальных дидактических пособий, технологий,
методик и других средств обучения (в том числе инновационных и
информационных)
реализацию комплексного взаимодействия, профессионального и
творческого потенциала специалистов Организации при
реализации Программы
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с
учителем-логопедом (не реже 2-х раз в неделю) и педагогомпсихологом;
обеспечение эффективного планирования и реализации в
организации образовательной деятельности, самостоятельной
деятельности детей, режимных моментов, с использованием
вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры
дефекта детей с ТНР
Организационно-педагогические условия организации
образовательного процесса:
наполняемость группы компенсирующей направленности меньше,
чем в группах общеразвивающих направленности
оптимальный режим образовательных нагрузок
вариативные формы получения специализированной помощи в
соответствии с результатами диагностики
осуществление квалифицированной коррекции нарушений
речевого развития
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
коррекционная работа воспитателя по заданию учителя-логопеда
создание специальной развивающей предметно-пространственной
среды
обеспечение здоровьесберегающих условий
применение современных образовательных технологий для
оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения
его эффективности, доступности.
Психолого-педагогические условия организации
образовательного процесса:
комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся специалистами
психолого-педагогический консилиум (ППк)
коррекционная направленность образовательного процесса
использование в образовательной деятельности форм и методов
работы с детьми, соответствующих их возрастным и
индивидуальнымособенностям (недопустимость как искусственного
ускорения, так иискусственного замедления развития детей)
соблюдение комфортного психоэмоционального режима
преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной
программы является оптимально выстроенное взаимодействие
специалистов Организации:
Учитель-логопед - проводит индивидуальные, групповые и
подгрупповые занятия по
коррекции
звукопроизношения,
по
развитию лексики, грамматики, связной речи и обучению грамоте.
Педагог-психолог - проводит индивидуальные и подгрупповые
занятия с детьми, которые направлены на развитие познавательной,
эмоционально-волевой сферы, снижение их психоэмоционального
напряжения.
Музыкальный руководитель - особое внимание уделяет развитию
музыкально-ритмической
деятельности,
пространственной
ориентировки, кругозора детей.
Инструктор по физическому воспитанию – охрана жизни и
укрепление здоровья, профилактика нарушений психофизического
развития детей. Коррекция имеющихся двигательных нарушений.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьей обучающегося
Основная цель - обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение
родителей (законных представителей) в образовательный процесс для
формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к
собственному ребенку.
Взаимодействие с родителями:
имеет дифференцированный подход
учитывает социальный статус
учитывает микроклимат семьи
учитывает родительские запросы и степень заинтересованности родителей
деятельностью детского сада
способствует повышению культуры педагогической грамотности семьи
Функции взаимодействия Организации с семьей:
ознакомление родителей с содержанием воспитательно-образовательного
процесса
психолого-педагогическое просвещение
вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность
помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности
Формы работы с родителями (законными представителями):
Индивидуальные консультации узких специалистов (учителялогопеда, педагога-психолога) - по плану и по запросам родителей
(законных представителей), не реже 1 раза в месяц
Посещение коррекционно-развивающих занятий - по плану и по
запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в
квартал
Посещение открытых мероприятий в группе - по плану и по
запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в
квартал
Участие в групповых тематических консультациях, проводимых
узкими специалистами и воспитателями группы - по плану и по
запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в
квартал
Участие в родительских собраниях - по плану
Взаимодействие педагогов с родителями, как обязательное условие
успешной
реализации
Программы,
позволит
обеспечить
ее
эффективность, повысить качество образования.